ЯСНЫЙ ДЕНЬ
Руководитель ансамбля Наташа Иванова поет фольклорные песни с десяти лет, много лет ездит в экспедиции по русским деревням. Наталья родом с Севера, профессионально занимается фольклористикой, музыковед. До создания ансамбля, воспроизводящего аутентичный русский фольклор, она пела в ансамбле Дмитрия Покровского. Особенное внимание "Ясный день" уделяет северной традиции, а также, обрядовым, "календарным" песням.
Почему ЖЕНИТЬБА?
Это союз РиТ и фолк ансамбля ЯСНЫЙ ДЕНЬ. Это слияние русского фольклора и песен Рады. Это одна из песен альбома.
Что за ЯСНЫЙ ДЕНЬ?
Это фольклорный ансамбль, исполняющий аутентичный русский фольклор. Все участники группы "ЯСНЫЙ ДЕНЬ" познакомились с русским фольклором и начали петь в студии Дмитрия Фокина - артиста ансамбля Дм. Покровского, почти 10 лет назад.
Они ездили по деревням, знакомились с бабушками - носителями народной культуры, изучали обряды, обычаи, быт, ремесла народный костюм, записывали песни. Нынешний состав Ясного Дня обьединила молодая выпускница фольклорного факультета Санкт-Петербургской консерватории Наталья Иванова - артистка ансамбля Дмитрия Покровского, главный консультант по фольклору группы "Иван Купала". Она уроженка Вологодской области, с детства занималась в фольклорной студии, с артисткой ансамбля Покровского.
Как возникла идея такого обьединения?
В 2000-м году Рада, солистка и лидер московской группы "Рада & Терновник" посетила семинар "Психотерапия в русском фольклоре". Вел занятия Дмитрий Фокин, пятнадцать лет проработавший в ансамбле Дм. Покровского. На занятиях учили петь специфическим фолковым голосом, с пронзительным обертоном; показывали видео записи, прослушивали уникальные экспедиционные записи фольклористов. Лично для Рады, психотерапия заключалась в открытии того, насколько "матрешечный" фолк не имеет ничего общего с подлинной культурой русского народа. Мелодика многих композиций "Рады & Терновник" оказалась один в один - народные песни; темы русских песен, с их обращением к Солнцу и Небу, Морю и Месяцу явно пересекались с Радиными стихами. Рада понимает, что большинство ее песен, не вписывающихся в традиционную рок-культуру, это воссозданные из архаичной памяти русские народные мелодии. Творчество группы оказалось далеким от рок-н-ролла и от "матрешечного" фолка, но абсолютно близким аутентичной народной традиции. Оказалось, что большинство мелодий близко к северной русской традиции. Более того, сама тематика текстов, образность их, близка народной. Там же Рада знакомится с исполнительницей народных песен Аллой Макаровой. В 2002-2003 годах Рада пишет целый цикл композиций, в которых явно слышна русская мелодика, в текстах
преобладает образный ряд, перекочевавший из заклинаний и обрядовых песен. Определяется идея нового цикла - это архаичное сознание преломленное через восприятие современного человека.
Изысканный стык философской лирики и древних образов, оперного бельканто и фольклорного пронзительного вокала, жестких ритмов и печально психоделических гитарных тем. В своих вокальных импровизациях Рада шаманит, кричит птицей, резко вторгаясь в привычный мир
слушателя. К своему удивлению, Рада обнаруживает, что ее постановка голоса, в традициях итальянской оперной школы, гармонично дополняет специфический фолковый вокал. Теперь, в одной песне "уживаются" высокие колоратурные ноты и пронзительный фольклорный обертон. Рада вспоминает свое филологическое образование и уже по-новому перечитывает книги, посвященные русскому фольклору, изучая метафорический образный мир русских песен и заклинаний. Итогом стал ряд песен, воссоздающий современным языком древнеславянское
мировосприятие. В 2004 году Рада вновь встречается с Аллой Макаровой, поющей ныне в фольклорном вокальном ансамбле "Ясный день". Спонтанно принимается решение о создании новой программы - "Рада & Терновник"/"Ясный день".
Есть ли концертный вариант программы?
На нескольких концертных площадках Москвы уже была презентована программа - РАДА и ТЕРНОВНИК + фольклорный ансамбль ЯСНЫЙ ДЕНЬ. Это и фестиваль "Ритуальная музыка 21 века" (клуб "Б2"), и клуб ГАННИБАЛ, и фестиваль ЗНАКИ (театр ЭРМИТАЖ), и фестиваль "Музыка в новом формате" (клуб АПЕЛЬСИН). На диске есть видео фрагмент концертного выступления в клубе АПЕЛЬСИН - песня "А придет пора". Второй видео отрывок - "Бьют ключи подземные" - фрагмент выступления на пятом канале Санкт-Петербургского ТВ. (фотографии с совместного концерта)
Будет ли продолжаться сотрудничество?
Возможно! Но, кроме сотрудничества с "Ясным днем" будут и другие, не менее интересные, эксперименты!
Подвергались ли изменению народные песни?
Русские песни, которые звучат параллельно с композициями "РиТ" не подвергались никакой обработке. Просто, случилось чудо - ряд народных песен абсолютно естественно и гармонично прозвучал внутри композиций "РиТ". Видимо, то, что делает "РиТ" это песни из прапамяти, из тех же глубин сознания и памяти, откуда пришли к нам русские песни, исполняемые ныне "Ясным днем".
Откуда взята картинка на обложке диска?
Эта картина нарисована художником Антоном Очировым специально для этого диска. Картина нарисована Антоном на деревянной доске, по мотивам городецкой живописи. В оформлении диска использованы картины и образы, которые были нарисованы на прялках, стульях и других памятниках народного творчества.
Почему музыканты играют на электрогитарах, а не гуслях?
"РиТ" не собирается ничего "возрождать" и реконструировать. Не нужно вытаскивать на свет музейные экспонаты. Фолк - это не внешнее подражание лубочной картинке, это не переодевание в сарафаны и кокошники. Важно самим создавать фольклорные песни двадцать первого века. Внутреннее, наша интуиция, наша архаическая память - это неизменно, это внутри каждого человека. Внешнее - это средства, которыми мы пользуемся для того, чтобы наша музыка зазвучала. Средства эти пусть будут адекватны современному миру. Нужно делать то, что нам свойственно. Современный музыкант аутентично выглядит с электрогитарой, для нас привычно использовать компьютеры и микрофоны, писать стихи современным языком, а не архаизмами и славянизмами. Традиция живет ВНУТРИ нас, наша память хранит ощущение единого мира, в котором музыка священна, мира, в котором музыка может разговаривать с Небом, а основные коренные вещи - любовь и смерть, рождение и угасание, солнце и луна, снег и слеза - едины. Мы не "используем" традицию, мы становимся ее недостающим звеном, развиваем ее. Традиция, фольклорная песня не исчезла, она жива, но это не музейные экспонаты - это живое непосредственное знание.
Рада о новой программе:
"Традиция живет ВНУТРИ нас, наша память хранит ощущение единого мира, в котором музыка священна, мира, в котором музыка может разговаривать с Небом, а основные коренные вещи - любовь и смерть, рождение и угасание, солнце и луна, снег и слеза - едины.