ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Альбом вышел:

CD:
Выргород - 2005 (90 г.)

Краткое описание:

Коллекционное издание: диджипак с 12-страничным буклетом.

Отзывы и рецензии

  • Рецензия Натальи Светлаковой, InterMedia

    Вообще-то мрачновато-мистические песни Рады всегда были близки заговорам. Аллегорические тексты, повторяющиеся как заклинание мелодические обороты и пронзительный голос певицы… На композицию «А не быть ветрам/Говорила, говорила…» (она уже была представлена на СD «Женитьба»), а также на композицию «Улетая», есть клип, по которым можно судить, насколько сильнее впечатление от «живого» исполнения, где шаманские жесты и непонятного темного цвета балахон певицы превращают концерт в мистическое действо...

    © Наталья Светлакова
  • Рецензия Старого Пионэра, сайт "Наш Неформат":

    Рада предъявляет своим слушателям высокие требования. Ее невозможно слушать мимоходом, она с любым житейским фоном вступает в непримиримый конфликт, требуя к своим песням полного внимания. А это предполагает работу духовную и душевную. Песни Рады не пойдут "под водочку", не помогут скоротать время в автомобильных пробках, не годятся для хорового пения на неформальной тусовке - они сугубо индивидуальны. Зато, если слушатель приложил-таки силы и сумел войти в диковинный музыкальный мир темноволосой чародейки, то вознаграждение будет на славу. Тут уже можно смело забыть слова "работа", "труд" и прочие затраты сил - Рада заботливо подхватит вас на ладони и бережно понесет через свои владения, полные тайн и чудес. 

    Некоторые "горячие головы" до сих пор лелеют мечту свесть Раду и какое-нибудь массовое гульбище вроде "Нашего радио" для дальнейшей пропаганды и популяризации ее творчества. Глупость несусветная. Во-первых, радио для песен Рады - смерть (проверено на практике). Никто не втыкает голову в радиоприемник, чтобы насладиться "высоким искусством", все ловят ритм, сливающийся с многоголосием города. Во-вторых, возможно, Рада могла бы записать альбом доступных и легко воспринимаемых песен - но стали бы после этого восторгаться ею те же самые "горячие головы"? Дождешься от этих эстетиозов, как же. И, в-третьих, подобная акция была бы неуважением к людям. Когда любовь пытаются привить искусственно, то это больше похоже на изнасилование, тем более что даже при имеющемся желании понять и принять песни Рады не у всех это получается. 

    "Заговоры" - не исключение в солидной веренице альбомов РАДЫ &ТЕРНОВНИКА. Это музыка без стилистической бирки, разбросанная по временам, странам и течениям, как пепел, выпущенный из рук на вершине Эвереста. Совершенно ничего не поясняющая формулировка "авторская музыка мира" оказывается единственной соломинкой, за которую можно ухватиться. Не станет исключением этот альбом еще и по причине своеобразия и отличия от предыдущих работ. В "Заговорах" вместе с традиционными использовано такое количество экзотических и исконных инструментов, что простое их перечисление с краткими комментариями может вылиться в полновесную статью. И все они играют свою важную роль, ни один инструмент не привлечен "для галочки". 

    Начинается альбом с агрессивного протеста, возвещенного тибетскими трубами и беспокойным боем барабанов. Мрачные звуки электрогитары подчеркивают напор женского вокала: "А не быть ветрам - да повеяли, а не быть огню - да порушен дом". Но как-то неожиданно напор уступает место горечи смирения, отрешенному созерцанию, тихой просьбе. Повторение сказанного, характерное для безнадежно растерявшего все ценное, открывает дверь заговоренным и заговорам. Говорила, говорила... Расставались, расставались... Возвращайся, возвращайся... Так оно дальше и будет по всему альбому: возвышенно-эпическое, громогласное будет легко уступать место простым девичьим слезам или плавно взмывать одинокой птицей над снежной пустыней. Одни только названия песен составляют самостоятельную историю: 
    На озерах лед. Ветрено, холодно. Улетая, горем запорошена, чуяла птица - княгиня Сероглазка - липкие пальцы-змеи. "А не быть ветрам. Солнце ясно", - трава говорила, говорила... 

    Нетрадиционная музыка РАДЫ И ТЕРНОВНИКА - смесь традиций и узнаваемых на самом общем уровне примет. В невыразимо красивой песне "Чуяла Птица", например, сплетаются рожок Сергея Старостина, однозначно идентифицируемый рядовым слушателем как русский фольклор, горловое пение Дмитрия Глобы, уводящее в шаманские пустоши, и ювелирная партия классической хард-роковой гитары Владимира Анчевского. 

    О Владимире надо сказать отдельно (впрочем, тут каждый музыкант достоин отдельного разговора). То ли сложилась привычка относиться к его игре с легким пренебрежением, то ли в самом деле за последние два года он шагнул далеко вперед. Его партии стали выверенными до мельчайших нюансов; Владимир Анчевский не делает ни на гран больше того, чем нужно для достижения максимального эффекта. Аптекарская точность: ровно столько, сколько нужно, не больше. Но и не меньше. 

    Психоделическая монотонность "Змей" возрождает в памяти рубеж 60-х и 70-х, лукаво требуя упоминания слова "рок-н-ролл". Саксофон Сергея Летова в "Княгине" искусно отматывает клубок времени вспять от фьюжн до той древней музыкальной формы, которую среди "отцов" принято называть "чистым джазом". Уханье диджерриду в "На Озерах Лед" заставляет душу сжиматься от узнаваемого образа, известного с детства по сказкам няни (бабушки, папы). Перепады Радиного голоса в "Холодно (Плач)" от истерического фальцета до надрывного скрежета - иллюстрация к растиражированному образу завсегдатая заведения для душевнобольных. Этот плач уже за той гранью, где обитает разум ("Шкурка моя горит, а хозяин спит тридевятым сном"), но все же - традиция. Кельтская арфа Насти Паписовой в "Сероглазке" должна понравиться не только всем тем, кто млеет от любого слова, содержащего корень "кельт", но и поклонникам святого Патрика и иже с ним. Даже красочная игра на басу Игоря Черных в "Солнце Ясно" ассоциативно приближается к Сергею Калачеву времен его работы с Инной Желанной. Приметы, традиции, почти стандарты, а сплав - единственен и уникален настолько, насколько может быть уникальна сама Уникальность. Забудьте о стилях. 

    Оценка? Стало уже общим местом выставлять альбомам Рады наивысшие оценки. Вот и в этот раз рука по привычке тянется к нужному месту на клавиатуре. По привычке, по инерции. Но ведь инерция для искусства - это неминуемая смерть и забвение. Рада не допускает инерции. Не допускает она и привычки, которой так часто убивают любовь. Не будет оценки. Ставьте сами. Только не торопитесь покупать диск, подумайте лишний раз, хватит ли у вас сил принять эту музыку. 

    ЗЫ: Я ничего не сказал о текстах? В следующий раз. Надеюсь, что он обязательно будет. (2006 год)

  • Альбом Рады и Терновника заговоры Игорь Менщиков опубликовано на ПРОЗА РУ

    Он вошёл в тёмную комнату, держа в руке тяжёлый подсвечник. Пространство сразу озарилось ослепляющим светом. Он поставил подсвечник на металлический стол и посмотрел на Её глаза. 
    – Здравствуй. Сегодня я, наконец, добрался до вещей из бабушкиного сундука. Она завещала их нам с тобой. Я нашёл старую шкатулку, а в ней – вот это. И письмо.
    Он положил узкую картонную коробочку рядом со свечой. Искорка упала на картинку – новорождённый в центре космического лабиринта.
    – Это письмо от брата. Он подарил ей этот диск. И бабушка держала его отдельно от всех своих записей. Я прочитаю Тебе это письмо. Хорошо?
    Пламя свечи слегка колыхнулось.

    Здравствуй, Леночка!
    Сегодня 21 декабря 2005 года – день твоего рождения. Ровно в 21 час тебе исполнится 21 год и начнётся концерт Рады в клубе «Вереск». Жаль, что ты не смогла прийти вместе со мной. С другой стороны – это было правильное решение, потому что сейчас я пишу тебе это письмо. И прилагаю к нему новый диск «Рады и Терновника», который называется «Заговоры». Когда я послушал его… у меня не осталось слов. Я не знаю, как такое могло случиться, но этот диск, эти песни – они о тебе. Я не буду говорить тебе, почему – ты просто послушай их. Я немного расскажу о своём впечатлении. Расскажу, как смогу – что услышал, что увидел, что почувствовал. Наверно, этот диск – волшебный. Наверно, он знает о тебе больше, чем я. 

    «Заговоры» начинаются с Зимы. И пусть это условно, но очень символично. Условно, ибо новый год и зима не начинаются одновременно, к тому же, разбивка времени на календарь – дело рук человека. Но у Рады символично всё. Как ей удаётся с помощью набора знаков передавать запредельные ощущения? Да, помимо текста есть изумительные музыкальные средства и чудесный голос… Это – инструменты, и суть в том, как она их использует. Я честно скажу – я не знаю, как. Мне всё больше кажется этот вопрос бессмысленным. 
    Зима начинается с пронзительной декабрьской песни «А не быть ветрам». Это заговор на Возвращение. Это дикие трубы, которые призывают обратно. Это возвращение, которое, кажется, уже случилось, просто в него едва ли верится. Когда уходит боль – приходит её источник. И наоборот. Поэтому в первой песне делается первый шаг навстречу.
    Песня «Чуяла птица» – продолжение, вторая часть этого шага. Мы с тобой ещё раз узнаём, что долгожданное возвращение нам кажется, поэтому плачем и говорим «до свидания». Это заговор на Прощание. Через которое необходимо пройти, чтобы случилось свидание.
    «Змеи», третья песня, – символ боли. Боли спокойной и тихой, и заговор на Боль произносится неслышным шёпотом. И вносит сомнение. Которое быстро преодолевается, потому что по твоим следам идёт Весна. 
    Второй шаг – всегда ожидание. Мистическое. Переливающееся. Одинокое. Такова «Княгиня» – заговор на Ожидание. Весна приносит надежду, ведь мы знаем, что именно весной случаются чудеса. 
    И пока мы это знаем, они не случаются. «На озёрах лёд» – отказ от ожиданий и полноценный шаг в глубину. Тающая на глаза арфа звучит рассветом. Происходит заговор на Теплоту. Случается что-то необычное. Воспоминания о зиме и путешествии по тонкому льду постепенно отпускаются и улетают.
    Вместе с шестой, майской песней «Ветрено». Это песня души ветра, заговор на Полёт. Мы ещё не знаем, что будет дальше, но мы это чувствуем. Потому что наступает Осень. Она наступает нежданно-негаданно после того, как мы понимаем, что нужно научиться приземляться. 
    Вместо Лета – песня «Холодно». Третий шаг – пройти через иррациональность. Она не поддаётся нашей логике, которая ушла вместе с ветром. «Холодно» – это снова слёзы и боль – слёзы, переходящие в дождь, и боль, становящаяся огнём. Огонь надрывно воет, а дождь смывает ощущение бессмысленности. Это заговор на Путь, в котором впервые сталкиваешься с потрясающим ощущением вечности. 
    В которой возможно пробуждение ото сна времени. «Горем запорошена» – заговор на пробуждение. Мягкий, нежный и снова пронзительный в своей тишине.
    Ноябрь – «Липкие пальцы». Именно эта песня навела меня на мысль написать тебе письмо. Письмо, которое самовоспламенится после того, как будет дописано до конца. «Липкие пальцы» – заговор на Огонь, послание к огню, самый нужный дар для него. 
    Пламя приносит с собой Лето. Оно наступает, поменявшись местами с Осенью, оно звенит, журчит, звучит и призывает радость. «Трава» – заговор на Радость. Источник боли больше не вызывает её. Они хотят разделиться. 
    И это происходит – в песне «Улетая». Это происходит тяжело и вне наших человеческих снов. Трубы вновь играют набат. Мы последний раз вспоминаем об осени и говорим со временем. «Улетая» – заговор на Время. 
    Но что происходит? Лето завершается, как завершается любая фантазия нашего ума. Завершается его иллюзорный круг. «Солнце ясно», предпоследняя песня, – заговор на Свет, который одновременно и солнце, и человек. Между строк мы с тобой видим замыкание круга:

    1 – «А не быть ветрам»
    А не быть ветрам – да повеяли
    А не быть огню – да порушен дом
    А не быть зиме – да белым-бело за окном

    12 – «Солнце ясно» 
    А куда не глянет – там война
    А куда не ступит – там стена
    А на небо глянет – там укор 
    А на землю ступит – там позор 

    Но и это ещё не всё, потому что есть 13-я песня. Рада назвала её «Сероглазка». Эта песня отдельна, она вне круга, она – исключение, подтверждающее правило. Снова ты услышишь магическое звучание арфы, и, может быть, узнаешь в «Сероглазке» себя – главную лирическую героиню этой сказки под названием «Заговоры». Может быть, ты услышишь негромкое, неторопливое, плавное обращение Автора к тебе в этой песне:

    Сероглазка, куда идёшь?
    Два глазика спят, а третий не спит
    Жёлтая луна тебя зовёт
    Куда идти говорит.

    По круглой земле идти не свернуть
    Горы-косогоры, реки, моря
    Идти всю жизнь, петлями путь
    Идти не свернуть – круглая земля.

    Сегодня 21 декабря 2005 года – день твоего рождения. Сегодня Рада подарила нам свою сказку – и мне хотелось бы, чтобы она стала частичкой тебя. 
    Твой брат Пётр

    Он аккуратно положил пожелтевший лист бумаги на металлический стол и подошёл к старому ветхому музыкальному центру, который уже 21 год берёг как реликвию. 
    – Вот такое письмо. Спасибо, что услышала его, сестрица… 
    Пламя свечи взволнованно затрепетало, отбросив тень на стоящий рядом с подсвечником портрет девушки в блестящей рамке. 
    Он вставил диск в проигрывающее устройство и нажал на «Play». (2007 год)

    © Игорь Менщиков, опубликовано на ПРОЗА РУ
  • Дмитрий Мех для сайта Репродуктор.

    «Рада и Терновник» — группа с многолетней историей. Свой путь коллектив начал в 1991 году и несмотря ни на что продолжает до сих пор. За это время музыканты записали около двух десятков альбомов, в каждом из которых нашлось место для различных экспериментов. Альбом «Заговоры», на который я бы хотел обратить ваше внимание сегодня, был издан в 2005 году. Эту работу музыканты называют наиболее сложной из сделанных ими. По всей видимости, для коллектива эта пластинка имеет особую ценность, а на официальном сайте «Рады и Терновника» ей посвящён целый раздел, где даны подробные комментарии к каждому треку альбома. Заговоры бывают разные. Некоторые из них направлены на привлечение богатства и удачи, другие – на исцеление от болезней, третьи работают как привороты, четвёртые направлены на то, чтобы погубить человека. Испокон веков люди преклонялись перед силой заклинаний и до сих пор даже скептически относящиеся к ним представители рода человеческого в сложных жизненных ситуациях не брезгуют воспользоваться этим проверенным веками методом. Что и говорить, определённая сила в них есть. Пропетые же Радой заговоры действуют иначе. Они пробуждают спящее подсознание и создают вереницу неземных образов, заставляют подниматься до небес и камнем падать вниз. При полном погружении в музыку в какой-то момент начинаешь осознавать, что вокруг не осталось ничего и лишь красивый женский голос где-то рядом то звенит, как весенний ручей, то переходит в плач, то становится хрипло-вкрадчивым и зловеще шепчет, шепчет, шепчет… На этом фоне заводят дискуссию самые неожиданные музыкальные инструменты. Впрочем, пластинка звучит многообещающе с самого начала. Мощные тибетские трубы громогласно объявляют о том, что скучно не будет и расслабиться не удастся. Но через несколько мгновений они пропадают, а слух начинают баюкать переборы гитары. Дальше больше! Здесь ещё будут и продолжительный спор гитары с саксофоном, в котором последний одержит сокрушительную победу («Княгиня»), и потрясающий монолог флейты («Ветрено») и волшебные звуки калюки («Горем Запорошена…»), и занимательная дискуссия рожка и флейты («Солнце Ясно»). На этом фоне совершенно неожиданно прозвучит лёгкая, почти воздушная акустическая баллада («Липкие Пальцы»). Альбом «Заговоры» подобен хорошему вину, которое с годами становится только лучше, а будучи поданным в нужный момент оказывает исключительно правильное воздействие. Интересно, что и спустя семь лет после выхода он звучит на редкость свежо и можно искренне позавидовать тем, кому эту музыку ещё только предстоит открыть для себя. Отмечу, что при прослушивании песен не стоит пытаться разделить слова и музыку и сосредоточиться на чём-то одном из них. Магия действует лишь при полном погружении в мир дивных звуков. «То, что мы делаем — музыка «Рады и Терновника» — это именно то, что агрессивно вторгается во внутренний мир человека, практически не встречая сопротивления — нож в масло» — сказала как-то Рада Анчевская в одном из интервью. И это наиболее точная характеристика творчества группы. А «Заговоры» — отличное подтверждение этой характеристики.

  • George Гуницкий, РокмЬюзик.Ру

    По поводу своего предыдущего альбома "Ясный день", Рада говорила, например, что и у нее, и у работавших с ней музыкантов "смысл был в том, чтобы соединить две эпохи, но при этом ничего не адаптировать...". А вот в пластинке "Заговоры" также можно услышать немало роскошных и самоценных песен; при желании их можно, конечно, тоже считать авторскими импровизациями на старинные славянские темы и как бы "соединением разных эпох", только и здесь ведь нет никакой адаптации под чьи-либо вкусы, а помимо нео-фолковых приемов используются и звучат другие, в определенной мере напоминающие о некоей изначальной общечеловеческой прамузыке. Недаром, кстати, исполнители, вместе с Радой играющие, применяют не только современные инструменты, но и этнические - тибетские и австралийские, ирландские, непальские, кельтскую арфу и мн. др.

    Cлушая "Заговоры", я испытывал странное для меня смешение эмоций. Во-первых - удовольствие редкостное и необычайное, а во-вторых, причем в то же самое время, ощущение глубокого погружения в мистическую, экзотерическую, реальность. В отчасти жутковатую, немного мрачноватую (не следует пугаться этих эпитетов, не нужно только понимать их буквально), и даже, пожалуй, пугающую своей резкой отстраненностью от столь теперь привычных мелодий энд ритмов, звуковую среду. В самом деле, колдовской получился альбом, - и коллекционный, и многослойный, и шаманский, и очень красивый; и название "Заговоры" ему в наивысшей степени подходит.

    Совсем непросто слушать "заговоренные" композиции - "А на озерах лед", "Горем запорошена", "Липкие пальцы", "Княгиня", "Ветрено". И не только эти. Их восприятие требует безусловного ментального напряжения, - опять же, быть может, кое-кого и эти мои слова смутят немного, только и пусть, им же и хуже! - однако группа "Рада и Терновник" на протяжении всей своей творческой биографии не исполняла ничего легкого, простенького и общедоступного, и в каком бы направлении ни производился поиск, всегда получались сложные, загадочные и многомерные произведения. При этом важно, что никогда не было в музыке коллектива ни нарочитости, ни искусственности, ни фальши. Можно было говорить о самых различных стилистических ответлениях-направлениях: новый городской фолк, авангардный рок, пост-панк, арт-рок, психоделик-рок, джаз-рок, трип-хоп, инди-рок - песни Рады всегда выходили за унылые рамки привычных терминологических определений и оставались естественными, по-настоящему самоценными. И теперь они этих качеств не утратили. Но ведь именно так и должно быть, и так и бывает, когда мы имеем счастливую возможность встречи с настоящим, доподлинным искусством. Как все же редко, черт возьми, в современной отечественной рок-музыке подобные встречи случаются!

    Вместе с группой в записи магических "Заговоров" принимали участие Сергей Летов, Сергей Старостин, Дмитрий Глоба (тибетские трубы, горловое пение) и Настя Паписова, сыгравшая на уникальной кельтской флейте. Недурственная компания. Едва ли необходимо специально доказывать, что расширение исполнительского состава в данном конкретном раскладе произошло совсем даже не случайно, а самым естественным образом, и что Рада работает только с теми людьми, чья манера игры и чье видение мира оказываются близки и созвучны ее собственной музыке.

    Очень здорово и выразительно играет на гитаре мастер Владимир Анчевский, без которого - уж само собой! - группу "Рада и Терновник" давным-давно представить совершенно невозможно. Сама Рада сказала - еще одна цитата, на коду! - что "слушатель "Заговоров" пробирается сквозь лабиринт, сталкиваясь с архаическими образами и звуками, пробуждающими в памяти истинную картину мира".

    Эту редкую картину в наше суетное и донельзя, насквозь - на все триста девяносто пять сторон - тусовочное время, вспомнить и увидеть крайне сложно, почти даже и невозможно...

    Однако давайте все-таки попробуем, попытаемся!

    Давайте воспользуемся дарованным нам чудесным шансом!

    © George Гуницкий, РокмЬюзик.Ру, 27 марта 2006
  • Заговоры

    "Музыка "Рады & Терновника" заряжена весьма и весьма эротично. Не в том смысле, что солист, как это случается с другими коллективами, сопит, стонет в тяжело дышит в микрофон, но сама динамика, композиция и даже запредельная голосовая эквилибристика Рады - апеллируют к самым непосредственным, базовым, телесным функциям организма. К любви, к дыханию, к смерти. "Рада & Терновник", с бесконечными готическими завитушками радиных вокализов, элегантно упрятанной в микс гитарой и настойчиво пробивающейся, авангардной, местами почти нойзовой перкуссией - была и остается (возможно) лучшей и в любом случае - одной из самых своеобразных групп русской независимой музыки."

    © Михаил Вербицкий