РАДА И ТЕРНОВНИК – УКОК (2013)
Укок – священная алтайская гора, место Силы. Как рассказывала Рада Андрею Бухарину в программе "Родная речь", недавно на этом месте даже запретили вести перекоп. Потому что свято место может рассерчать и жестоко ответить. Священная гора не терпит вторжения в свое пространство, варварского отношения к себе…Любая святыня имеет право на неприкосновенность, и никто не в праве трогать ее своими медвежьими лапами, а тем более экскаваторами и бурами.
Новый альбом Рады – а точнее, новая программа, зафиксированная в студии – получился по-настоящему сильным. Сильным запредельно. "Укок". Как корабль назовешь, так он и поплывет. Имя, данное пластинке, уже обязывало к вдумчивому подходу и к созданию мощного, одухотворенного, трансцендентного материала. За двадцать лет своего труда на ниве андеграундного искусства "Рада и Терновник", на мой взгляд, заслужили статус "неприкасаемых". У них априори не может быть провальных альбомов. Как у Леонида Федорова, например. Все работы без исключения интересны, самобытны и неповторимы.
…Магнетический инфернальный вокал Рады с диапазоном в три с половиной октавы. К нему еще прибавилась тяжелая алтайская шаманская артиллерия в лице Ногона Шумарова. Горловое пение привносит в общий эгрегор свою немалую толику чудесного северного магического безумия. "Колыбельная змеи" является ярким тому подтверждением. В общем, один шаман - хорошо, а два – лучше.
О чем поет Рада? Слова песен словами не опишешь. Их можно только прочувствовать. Нутром, сердцем, родовой памятью. И сказать себе: "Да, это безумно красиво! Это волшебство!". А волшебство никаким рациональным категориям не подчиняется. На пластинке "Укок" картины оживают самые разные. Где-то воображение рисует апокалипсис ("Огнем и мечом"), где-то последний полет ("Птица"), где-то стенания Ярославны ("Вопленица"), где-то движение венка, пущенного по воде ("Чудо чудное"), палящий зной пустынь и костры для еретиков с жадными языками огня ("Саламандра").
"Укок" представляет собой, в основном, уже знакомые слушателям композиции. Что-то я слышал уже на альбоме "Графика", что-то на "Подлинной истории трех миров" и на других предыдущих пластинках. Точнее, ничего я не слышал этого. Это совсем новое, нечто иное. Переигранные заново все эти песни они звучат ничем не хуже, чем когда-то раньше. Заново рожденные, обросшие новыми красками и оттенками, наполненные свежими энергиями, и потому уже не такие, как прежде. Другие.
О жанре говорить весьма непросто. Конкретика всё похоронит и упростит. Всё равно, что пытаться затолкать слона в посудную лавку. Как настоящее первобытное искусство, музыкальное полотно альбома синкретично. Есть мощный элемент северной этнической музыки, есть доминанта славянских женских песен, хард-роковые какие-то ходы, неизбежная психоделика, чуть-чуть гаража и авангарда, меланхолический дух дарк-фолка, традиция с большим простором для смелых экспериментов.
"Укок" погружает в транс мгновенно. Творчество Рады - камлание, ведовская практика, трансляция картин седой древности. Здесь нет места разуму. Тревожные гитары, потусторонние нечеловеческие вокализы, виолончель, гулкое эхо гонгов, местами риффы напоминают хард-рок, местами – гараж и топорное "джи-джи-джи". Очень слаженная и сильная ритм-секция – то гром древних боевых барабанов, то плясовое буйство языческих праздников, то спокойно заколачиваемые сваи, то нежные танцы светил на черном как смоль небе. Энергетическая прокачка идет именно за счет низких частот. Первые семь песен вообще сыграны в одной тональности. Это реальная первобытная магия одного аккорда. Когда образуется особое звуковое пространство, которое затягивает слушателя в свои, незримые оку бездны, волны и приглашает совершить путешествие по миру, где сказки становятся былью. Эстетическим удовольствием в привычном смысле эту одиссею назвать трудно – это не праздное прослушивание. Это опыт. Опыт прикосновения к чудесному. Не буду сравнивать с лсд-трипом – ибо звучало бы это слишком пошло и лапидарно. Тем более в наше время, когда ради праздного любопытства на "ту сторону" пытаются прорваться щеглы.